Раньше то, о чем приходится сейчас напоминать, являлось обычным, а во многих случаях и обязательным для человека. Нынешнее поколение, воспитанное на атеистических тенденциях, порой не знает как нужно вести себя в храме; когда на улице масленица, рождество, вербная неделя; что такое Троица и т.д.
Обряды играли раньше столь значительную роль в жизни простого человека, что переоценить их невозможно. Они не только поддерживали нравственный устой в обществе, но во многом и сами составляли его. В песенном, поэтическом сопровождении тех или иных действий люди не только воплотили представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, но и оставили свой веками накопленный опыт.
Один из самых сложных обрядов - свадебный - в его песнях, их последовательности все расписано до шага, до слова, за каждым символом - конкретное значение. то же можно сказать и о похоронном обряде. Они - порядок жизни, близкий русскому сердцу.
Обряды, будучи отражением характера наших предков, во многом формировали и продолжали его во времени.
Сейчас невозможно в полной мере вернуть обрядность, да в этом, наверное, и нет особой нужды - сейчас совершенно другой уклад жизни. Но ясно одно, что в истории обряда меняется форма, а функция при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад.
И ритуалы, и их фольклорное сопровождение - это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта - всего, без чего мы, - не полные, не цельные.
Поэтому всегда есть необходимость восстановить в первозданном виде хотя бы некоторые из обычаев нашего народа.
Святки
С 6 по 19 января в селе отмечали Святки: с 6 по 13 января - святые вечера, с 14 по 19 - страшные вечера.
Согласно христианским преданиям, Бог, справляя рождение сына, на радостях отворяет ад, чтобы выпустить оттуда бесов повеселиться на празднике.
На Святки самый разгул нечистой силы, которая скрадывает месяц, пугает людей добрых, творит разные непотребные дела. Отсюда и тот святочный разгул молодежи. Молодежь обходит 6 января вечером дворы с песнями-колядками, 13 января со щедровками. Был обычай рядиться, наряжаться цыганами, медведями. Девушка могла нарядиться в старика. Игры, пляски, хороводы, веселые песни звенели по всему селу. Во все Святки вечерами гадали, стараясь хоть чуть-чуть заглянуть в свое будущее. способов гаданий было великое множество. Молодежь не столько верила в ворожбу, сколько веселилась.
На святочные посиделки любили и загадки загадывать, не прочь - и сказку послушать.
Как бы в подражание разыгравшейся нечисти, парни вовсю чудили: опрокидывали поленницы дров, закладывали чем попало ворота, так что хозяевам было не выйти на улицу; забирались на крыши и закрывали досками трубы - при топке печки избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах знали и относились к ним снисходительно.
Заканчивались Святки с их весельем, гаданием, ряжением, праздничным беспутством и озорством - Иорданью - водосвятием на Крещение. Грешные и смелые люди считали своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр и ряжения.
Свадебный обряд
Свадьбе предшествовало сватовство, после которого был запой - жених с родителями и крестными родителями шел к невесте домой, где знакомился поближе с невестой. Чуть позже делали пропой - большое гуляние для всех родных жениха и невесты у нее дома.
В день свадьбы невеста с причитами обращалась то к отцу, то к матери, то к братьям и сестрам, то к своим подругам, прося заступиться за нее, не отдать «в злы-чужи люди», дать ей еще погулять на свободе» хоть одну зиму студеную, хоть одну весну красную, хоть одно лето теплое». Так же в форме причетов невеста прощалась с родным домом, деревней, своим девичьим головным убором и девичьей косой.
Свадебные песни, как и причитания, сопровождали свадебную обрядность. Однако причитания исполнялись только до венчания жениха и невесты, а песни пелись и после венчания. Особенно много песен исполнялось во время «красного стола» - свадебного пира. По своему эмоциональному содержанию свадебные песни значительно разнообразнее причитаний: в них и мотивы грусти, и мотивы веселья. Свадебные песни рассказывают о свадьбе, в том числе и о переживаниях невесты, как бы со стороны, включают в себя элементы повествования.
Однако эти песни не только описывают тот или иной обряд, но и дают яркую поэтическую характеристику его участников. Ярким примером может служить получившая распространение песня «Не в трубушку трубим рано по заре», в которой рассказывается об обряде расплетания косы девушке, что было знаком прощания с молодостью.
Эта песня очень печальна по содержанию. В ней не только правдиво рассказывается о горестных переживаниях девушки, но также создается идеальный, по народным представлениям, портрет невесты: Она красива («румяна»), ее косы заплетены «шелковыми плетушками», а «плетушки» унизаны «жемчужными камушками».
Мотивы идеализации пронизывают большинство свадебных песен о женихе и невесте, которые в них называются «князем» и «княгиней», рисуются людьми, роскошно наряженными, необычайно красивыми и т.д.
Свадебные величания исполнялись главным образом во время свадебного пира. В первую очередь величальные песни пелись в честь жениха и невесты. Так, в одной из них рисуется идеальный портрет невесты – сельской красавицы:
Опросинья хороша:
Без подставы высока,
Без подвивочки толста,
Без белилиц бела,
Без мазилец румяна.
В свадебных песнях появляются парные образы – символы из мира природы. Так, символом девушки в них чаше всего выступают лебедушка, утушка, голубушка, пава и ласточка. Например, в песне «На горе-то калина Во кругу стояла...» парным образом-символом являются «калинушка и соловей». В ней разрабатывается мотив попранной девичьей воли (невеста изображается через символы расклеванной ягодки, выловленной рыбицы, подстреленной куны, вытоптанной травушки, сломанной веточки виноградной, растоптанной зеленой мяты, заломленной березоньки).
В песнях девишника она прощалась с вольной волюшкой и отчим домом, укоряла родителей за то, что отдают ее замуж. Размышляя о своей будущей жизни, невеста представляла себя белой лебедью, попавшей в стадо серых гусей, которые ее щиплют. Мать или замужняя сестра учили невесту, как вести себя в новой семье:
«Ты носи платье, не изнашивай,
Ты терпи горе, не сказывай».
Образ девушек-подруг рисовался как стайка малых пташечек, слетавшихся к канареечке, заключенной в клеточку. Подруги то сочувствовали невесте, то укоряли ее за нарушенное обещание не выходить замуж. Девишник был насыщен ритуальными и лирическими песнями.
Образы жениха и невесты поэтически раскрывали разнообразные символы из мира природы. Жених – ясен сокол, вороный конь; невеста – земляничка-ягодка, вишенька, калина-маолина, ягода смородина. Символы могли быть парными: голубь и голубушка, виноград и ягодка.
Большую роль играл портрет. В величальных песнях просматривается общая схема создания образа: внешность человека, его одежда, богатство, хорошие духовные качества. Так, например, сваха – белая, потому что она умывалась белой пеной, доставленной из-за синего моря. Особым было величание вдовы – оно выражало сочувствие ее горю. Это достигалось с помощью символов: неогороженная нива, сени без подволоку, кунья шуба без наволоки, золотой перстень без позолоты.
Свадебный фольклор утверждал идеальный, возвышенный мир, живущий по законам добра и красоты.
15 февраля - Сретенье. Сустретьев день.
Масленица - восьмая неделя перед пасхой.
Масленица - честная, широкая, сырная. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник.
Понедельник - встреча. Народ встречает Масленицу. Дети строят снежные горки. Сооружаются общественные горы, качели, вислые и круглые балаганы для скоморохов, накрываются столы со сладкими яствами. Богатые люди с понедельника начинают печь блины, а бедные - в четверга или пятницы.
Вторник - заигрыши. С утра приглашаются девицы и молодцы покататься на горках, поесть блинов.
Среда - "Лакомка". Теща приглашает своих зятьев к блинам. Для забавы любимого зятя в гости сзывали всех своих родных.
Четверг - "широкий разгул". Катание по улицам, разные обряды и кулачные бои.
Пятница - "Тещины вечерки". Зятья угощают своих тещ блинами. Зять обязан был с вечера лично пригласить тещу и потом, утром, прислать народных зватых.
Суббота - "золовнины посиделки". Молодая невестка приглашает своих родных к себе. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг, если золовки были замужем, тогда она приглашала родню замужнюю и со всем праздничным "поездом" развозила гостей по золовкам.
Воскресенье - проводы или прощание. Прощание - сонный "поезд" разъезжает по улицам, впереди и вокруг него поют, играют и пляшут скоморохи, жители села. Вечером после всех гуляний и забав, выходят селяне с соломой и под песни сжигают соломенное чучело.
|
|