Коллективизация в нашем селе проходила с 1929 по 1933 годы. Сперва были созданы свеклосевы - крестьяне на своих наделах сеяли свеклу. Им давали плужки, боронки, сеялки. Людям жилось очень трудно. Стали агитировать их вступать в колхозы. Колхозы создавались в трудных условиях т. к. против их формирования зажиточные крестьяне вели в буквальном смысле войну.
Лето 1929 года. Колхозы укреплялись, стала повышаться урожайность зерновых культур, для хранения зерна стали требоваться складские помещения. И партийная ячейка приняла решение: здание местной церкви переоборудовать под складские помещения. После этого «активисты» приступили к разграблению церковного имущества.
Крестьяне, узнав новость о передаче церкви под склад, поднялись на «бунт». Участие в защите церкви принимали и старые и малые. Здание церкви было окружено народом, дежурство по охране здания церкви продолжалось в течение нескольких дней круглосуточно. Местные «активисты» для усмирения толпы и предотвращения кровопролития (т.к. защитники вооружались вилами, граблями и т.д.) вызвали милицию во главе с уполномоченными. Но никакие уговоры и обещания не дали ожидаемых результатов. Активисты, под давлением народа, вынуждены были освободить церковь от зерна (которое успели засыпать раньше). Дьякон Петр Федоров закрыл церковь на замок.
Из воспоминаний местной жительницы:
«Власти приняли решение закрыть храм. В село приехали уполномоченные и потребовали у священника ключи от храма. Но, вместо покорности, власти получили отпор: ударил звонарь Илларион в колокол, выбежали из дворов жители, бросили работу в полях и на фермах. Всех собрала к стенам храма страшная для села новость: «Закрывают храм!»
С палками, вилами, кольями встали новенцы на защиту храма. Не раз и не два приезжали районные власти, чтобы выполнить свое решение – лишить людей веры в добро и справедливость. Не послушали людей, закрыли, но слава Богу, не разрушили. С тех пор новенцев так и зовут «звонари». Звонкое, веселое имя».
На следующий день, после этого инцидента, власти показали всю мощь своей силы, пострадали и виновники (участники происшедшего), и безвинные (не принимавшие участие в случившемся). «Провинившиеся» вместе с семьями были вывезены в неизвестном направлении. Некоторые вернулись, но судьба большинства из них осталась неизвестна.
Долгие годы церковь Михаила Архангела была закрыта, а лишь в 1946 году приняла своих прихожан. Долгое время священнослужителем в нашей церкви был священник отец Никита Звягинцев, особенно запомнившийся нашим односельчанам. Церковь действует и по сегодняшний день.
Осенью 1929 года зажиточные крестьяне вновь подняли бунт, вернее даже не бунт, а целое восстание. Во время восстания было разобрано семенное зерно, предназначенное для озимого сева. Растащили по домам скот и инвентарь. И лишь решительные меры властей помогли сохранить общественное. Но зажиточные крестьяне, пострадавшие от реформ Советской власти, продолжали вредить образовавшейся в селе партийной ячейке, в которую вошли 18 дворов из числа бедняков.
Сохранились уникальные документы времен 1929 года, в которых отражены фрагментально некоторые события предшествующие и сопровождающие бунт у церкви.
|
УНИКАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 1929 года
Стенограмма телефонного разговора
Докладная церковного сторожа
Шифровка секретарю обкома
Выписка из протокола №129 заседания бюро обл. комитета ВКП(б)
Таблица терактов по Белгородскому округу
|