В селе во все времена было широко развито рукоделие. В основном в качестве материала использовалась конопля и лен.
Существовало несколько направлений этого ремесла: вышивка, лоскутное мастерство, вязание из ниток (крючком и спицами), кружева.На снимке показана наша мастерица Голева Наталья Тимофеевна.
Рушники ткались на ткацких станках. Изготовлялись в основном из льна и конопли. Они являлись элементом украшения крестьянского дома.
Широко было развито гончарное дело. Много было мастеров плетения. Плели в основном из ивовых прутьев. Лапти плели из липы и повирали дубовыми сачками. Мастера-плотники обеспечивали всех жителей села деревянной посудой.
На фотографиях показаны ниты и бёрда - составляющие ткацкого станка. Гребень, гребенка, пряха, донца - использовались для прядения нитей. Ткачей и прях (мастериц) в селе было немного, но работу свою они выполняли качественно. Что же касается мастеров, которые делали пряхи, то их в селе были единицы (Реутов Давыд Иванович). Их поколение живет в нашем селе и поныне.
Технология изготовления лаптей
Лапти были единственное обувью крестьян. Существовало три вида лаптей: простые, писаные и оборни.
В нашем селе в основном были лапти простые и писанные. В летний сезон, сезон жатвы, делали лапти-оборни.
Для приготовления лаптей использовали липу и дуб. Из липы драли лыко, а из дуба - сочки. вначале срубали молодой дубок, запаривали в печке, затем драли сочки и повирали лапти, но основа для лаптей плелась из липы.
Писаные лапти украшались разными узорами, которые носили только по праздникам и не каждому было дано плести такие лапти. Мастерами плетения таких лаптей были: Пыхтин Иван Давыдович и Федоров Петр Евдокимович. До сих пор в нашем селе есть мастер, который сплел лапти для нашего музея, - Юраков Егор Иванович.
Чтобы сплести оборни, вначале сучили из прядева веревки, а затем из веревок уже плели лапти.
Чтобы сплести одни лапти требовалось 3 молодых дубка по 2 метра и столько же липы.
Для того, чтобы сплести лапти нужен специальный инструмент: колодка и свайка.
Технология изготовления домотканного полотна
Домотканное полотно изготовляли из конопли и льна. Когда созревала конопля, вначале отбирали дерганцы. Их вязали в снопы, мочили в реке определенное время, а потом сушили. Затем мяли на мялке, толкли в ступе, вязали в пучки и сушили в печке. Получался материал, из которого пряли нитки. Потом мыкали, т.е. чесали на гребне, затем начинали прясть на пряхе нитки. Нитки сматывали в мотки. Из муки делали посву и туда кидали мотки. После этого сушили и сновали. Была оборудована специальная стенка, на которой сновали определнного размера нить, а затем эту основву навивали на стан и ткали полотно.
Когда было готово вытканное полотно, его опускали в раствор древесной золы и выносили сушить на речку. Это был длительный процесс: полотно мочили и сушили, мочили и сушили. Затем делали из золы щелок и ложили в горячий щелок полотно. Это делалось для того, чтобы полотно было мягкое, не грубое и белое. Далее выколачивали пральниками на речке на проточной воде и получалась белая красивая ткань.
Если использовалась вызревшая конопля, то в конце осени ее собирали вместе со стеблями. Вязали в пучки, сушили, обмолачивали зерно, из которого делали прекрасное коноплянное масло, а связанные в пучки стебли ложили в речку под гнет, они лежали там до первых морозов. Потом стебли промывали от земли и сушили в печке. Затем процесс изготовления полотна был таким же, как и из дерганцев. Но из стеблей конопли делали уже не холсты, а воловушки, дерушки (одеяла, простыни) - все это было не такого качества, а гораздо грубее, чем материал из дерганцев.
|
Голева Наталья Тимофеевна
Рушники
Лапти
Ниты и бедра
Прялка
Гребень, гребенка, донца
|