Явление, называемое русской народной песней, уникально. Уникально уже потому, что живет тысячи лет.
Русская песня обладает силой, заставляющей человека грустить, смеяться, плясать... Она властвует над человеком при помощи удивительного сочетания слова, ритма, звука.
Немало песенных мест в России, но особое отношение к себе, особую оценку получила народная музыка Белгородчины. Богата наша область народными музыкантами и песнями, однако есть в ней «талантливые» села - подлинные жемчужины, выделяющиеся высоким певческим мастерством и большим объемом репертуара. '
Самобытное искусство Афанасьевки, Подсереднего (Алексеевский район), Фощеватого (Волоконовский район), Больше-Быкова (Красногвардейский район) широко известно в нашей стране.
В нашем селе сохранились замечательные произведения русского свадебного фольклора, чудесные хороводные и игровые песни. И живут рядом с нами удивительные люди Анна Яковлевна Резанова, Мария Дмитриевна Дмитриева, Ульяна Федоровна Иванисова, Пелагея Михайловна Реутова, Варвара Никитична Дмитриева и другие, Их у нас называют народными артистками за любовь и преданность к народной песне. Эти удивительные женщины умеют петь так, что замирает сердце, в своих песнях они сохранили подлинные народные интонации, драматизм, ритмику, многоголосие... Их не в состоянии изменить время, так как они охраняемы народом - носителем песни. В своей работе я расскажу о песенной культуре села Новенькое.
Песни у нас не поют - играют. Каждая из них будто маленький спектакль, пьеса со всеми условностями игрового жанра: завязка - кульминация - развязка. При этом не важно, какая это песня: веселая, шуточная или грустная, хороводная или свадебная. Песни есть на все случаи жизни. «По времени, по сезону и по судьбе человека слагались наши песни», - говорят жители села. Их слагали веками, передавая из уст в уста, из одного поколения в другое. И сейчас эти песни звучат по¬-прежнему свежо и молодо. А в их бесхитростных словах .сконцентрировались и образ мысли, и особенности жизни русских крестьян. Почти во всех песнях тема природы неразрывно связана с человеческими переживаниями, настроением, она будто олицетворяет их. Местный диалект подчеркивает самобытность народного творчества. Невозможно передать содержание этих песен, их нужно слушать.
В новенских песнях мы находим богатую символику, все приемы традиционной поэтики: тавтологические обороты (крылья-перья, кумушка-голубушка, красна девица), постоянные эпитеты (милый друг, белый камушек, дорожка грязненька).
Рядом с этими традиционными эпитетами бытуют характерные только для русской песни конкретные зарисовки: «шла девка по двору с калеными ведрами», ворота «притворчатые», «прялку взяла, в посиделки пошла, прялку на тын, сама сиг через тын».
Тяжела была доля крестьянской девушки, брак заключался не по ее воле, часто вопреки ее желаниям, этим и объясняется длительное бытование сюжета о несчастной женской доле, находящейся под властью отца, потом мужа и свекра.
Анна Яковлевна Резанова продиктовала нам несколько разных по стилю песен, объединенных темой горькой судьбы русской женщины «А я молода завдалая была. . . », «Катерина по базару ходила. . . », мой, кумушка, да голубушка. . . » и др.
Уличные игровые, плясовые песни искрятся весельем, простым непосредственным юмором. В хрестоматии «Народная песня Белгородского края» (Белгород, 199 г., стр. 170) мы нашли текст песни «А я молода завдалая была...», записанный в селе Луханино Яковлевского района. Практически такую же песню напела нам Анна Яковлевна Резанова.
А я молода завдалая была,
С трех горстей я веревку свила.
С трех горстей я веревку свила,
Милому в окошко концы подала.
Прялку взяла, в посиделки пошла,
Прялку за тын, сама сиг через тын,
Прялку за тын да на игрище.
Еще один пример новенской шуточной песни «А у нас во садочку, а у нас во зеленом . . . »
Бьет батюшка молоденькую дочку «за пляски и поскакушки» шелковым платочком:
С того я побою
Три недели лежала,
Не пила, не едала.
Бил девушку милый, не легким, тяжелым поленом дубовым:
Я с того побою
Часа не лежала,
С постели вставала.
Содержание уличных, игровых песен раскрывается в конкретных, реалистических зарисовках. «Затопила Груня баню, сама на гору пошла... », «Крута гора приукатана, приумаслена, водою убита, каблучками убита».
Шуточные песни у нас чередуются с задушевными, лирическими песнями. Горюет девушка, пришло «расставаньице» с любимым, «да не мил белый свет»
Оригинально, тонко показаны переживания девушки (из песни «Ты гульба, гульба»):
А через быструю да реку
Подавал миленький да руку
Подавал миленький руку.
Быстрая речка широка,
А милого ручка коротка
Тяжела разлука с молодцем, не смеет девушка посыл посылать, не умеет написать письмо - брата писаречка дома нет, - «Да сокола пустить - залетит».
Анализируя поэтику этой нашей песни, мы наблюдаем сочетание бытовой зарисовки с популярным символическим образом сокола. Идут годы, обновляется тематика, поэтический язык русской народной песни, а могучий образ «ясного сокола» живет в веках.
Этот образ присутствует и в других новенских песнях. Например, в песне «Вот на горе тропинка»:
По тропинке галка шла, галка шла, галка шла, А за галкою соколец, соколец, соколец:
«Ой, стой, галка, не бежи, не бежи, не бежи.» «А ты, сокол, не держи, не держи. не держи.»
С помощью Варвары Никитичны Дмитриевой и Нины Никитичны Тихоновой мы восстановили несколько хороводных песен. Их исполнение помимо пения предусматривает определенные хореографические движения. В различных районах нашей области пляшут и водят хороводы по-разному. По типу хореографических движений Белгородчина делится на три зоны: Белгородско¬Воронежская, Белгородско-Курская, Оскольская. Наш район относится к Белгородско-Курскому региону. Все хороводы здесь условно можно разделить на две группы: карагоды и танки.
Карагод - это род пляски, где движения происходят по кругу и на первое место выдвигается индивидуальное мастерство танцующих. Участники карагода плясали как под собственное пение, так и под игру музыкантов. Самобытный оркестр состоял из кугикл, дудок, в качестве ударного инструмента часто использовали лезвие косы.
Танки - Это хороводы не круглого типа с особым хореографическим построением и множеством фигур. Они исполнялись под пение самих участников. Танки водили все теплое время года и, как правило, определенному годовому празднику соответствовали определенные песни и свои таночные движения.
Фразеологизм «водить танки» сохранился до сих пор, но утратил свое прежнее значение. Водить танки в современной интерпретации - не торопиться закончить начатое дело. Хороводными являются песни «Да на речушке, да на реке», «Ой, дудки, вы дудки».
Новенские песни обычно исполняются звонко, открыто, подчеркнуто эмоционально. Среди старинных напевов выделяются по количеству и распространенности в быту плясовые песни с припевом «Лели, пели...» (лелюшки, лелешные песни), они поются по большей части в карагодах и танках, другие песни этой группы поются на свадьбах. От плясовых лелешных существенно отличаются по музыкальному содержанию лирические, протяжные песни «Соловей-ка, соловей... », «Да веселая та беседушка... ».
При исполнении медленной, развернутой по форме протяжной песни один певец ведет верхний подголосок «тянет в гору», остальные исполняют варианты основного напева, «рассказывают», причем главную мелодию поет запевала.
В нашей школе на базе краеведческого кружка создана фольклорная группа, руководит которой учитель музыки Татьяна Маметовна Якубенко. Участники группы встречаются со старожилами села, записывают тексты старинных песен, берут уроки пения у местных песенниц, слушают их живые голоса, учатся исполнять народные песни.
Старинная песенная традиция не умирает.
|
|